Если ребенок – левша. Мифы и факты

Удивительно, но факт: до сих пор многих родителей охватывает чувство тревоги и беспокойства, когда они понимают, что их ребенок – левша. На самом деле, в самом факте рождения леворукого ребенка в семье нет ничего особо примечательного, и тем более трагического. По статистике таковым является примерно каждый седьмой человек в мире.

Леворукость не является болезнью, психическим отклонением, признаком умственной отсталости или, наоборот, одаренности. Это просто вариант нормы, врожденная (кроме случаев так называемой «вынужденной» леворукости, когда правая рука физически не может выполнять свои функции вследствие травмы или болезни) особенность человека.

Тем не менее, вокруг этой безобидной особенности сложилось множество домыслов и мифов, которые изрядно портят жизнь и нервы самому левше, а также его родителям и педагогам.

Основные мифы о левшах:
• Миф. У леворуких детей больше развиты творческие способности и воображение, но менее развиты математические и аналитические навыки.
Реальность. Хотя ученые и выявили подобную зависимость, основанную на разделение функций между полушариями мозга, родители не должны забывать, что каждый ребенок индивидуален. Поэтому не нужно отдавать ребенка в художественную школу или театральную студию, основываясь лишь на факте леворукости.

• Миф. Левши более неуклюжи, чем правши (как вариант, труднее обучаются письму и рисованию, имеют неразборчивый почерк).
Реальность. Данное заблуждение появилось в те времена, когда левшей пытались переучивать. Не имея возможности пользоваться «удобной» для них левой рукой, такие дети действительно медленнее осваивали основные бытовые навыки и зачастую страдали задержкой развития мелкой моторики. На самом деле, если дать ребенку возможность самому выбирать, какой рукой выполнять то или иное действие, никакого отставания в развитии по сравнению с праворукими детьми у них не будет.

• Миф. У ребенка-левши правое полушарие мозга развито больше.
Реальность. Действительно, правое полушарие мозга отвечает за левую половину тела, однако нередко левша имеет «ведущий» правый глаз или правое ухо. Кроме того, леворукость тоже понятие относительное: иногда ребенок выполняет левой рукой лишь некоторые задачи (например, пишет левой рукой, а рисует, держит ложку и застегивает одежду – правой).

• Миф. Левши чаще страдают психическими отклонениями, повышенной нервной возбудимостью; имеют склонность к неврозам и депрессии.
Реальность. Никакой корреляции между леворукостью как таковой и психическими проблемами нет. Однако, если леворукого ребенка пытаются убедить, что он «не такой, как все», неправильный, неуклюжий, то у него действительно вскоре может появиться комплекс неполноценности со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, очевидно, что дети-левши не имеют никаких проблем в развитии по сравнению со своими праворукими сверстниками. Единственное, что требуется от родителей, это сделать все возможное, чтобы ребенок не испытывал дискомфорт из-за своей физиологической особенности. А для этого нужно лишь соблюдать несколько простых правил:

— Ни в коем случае не переучивать.
Уже давно доказано, что переучивание левшей не несет ребенку никакой практической пользы, зато может вызвать сильный стресс и серьезные психологические проблемы. Кстати, нелишним будет предупредить воспитателей и учителей о недопустимости подобных методов воспитания (в образовательных учреждениях до сих пор работают педагоги еще с советских времен, когда переучивание было стандартной процедурой).

— Обеспечить ребенка необходимыми канцелярскими принадлежностями.
По сути, единственный предмет, который действительно необходим левшам – это специальные ножницы. Однако сейчас производители офисных товаров выпускают целые канцелярские наборы для левшей, включающие в себя точилки для карандашей, линейки с нанесенной справа налево шкалой делений, а также эргономичные шариковые ручки и механические карандаши.

— Правильное освещение.
Важно, чтобы в помещении, где играет или занимается ребенок-левша, свет падал с правой стороны. Неправильное освещение может стать причиной повышенной утомляемости, раздражительности и ухудшения зрения.

При соблюдении данных правил родители левши могут быть уверены, что их ребенок не испытывает никакого неудобства и чувства неловкости, и леворукость совсем не мешает его гармоничному развитию.

14 thoughts on “Если ребенок – левша. Мифы и факты

  1. Соглашусь с автором,что больше мифов,чем полезных фактов по поводу левшей.Я училась при советском союзе,и помню,как у нас в классе одну девочку левшу заставляли писать правой.Да,тяжело ей было по началу,но со временем вполне быстро научилась писать правой.В школе была хорошисткой,никаких отклонений в развитии не было,да еще и гимнастикой занималась.Ничего против левшей не имею,разве что сочувствую им в домашних делах,ведь многие предметы создавались для правшей.

  2. Моя супруга с рождения левша. Но действительно в Советском Союзе была практика переучивания и поэтому она пишет правой рукой. Школу она закончила с серебряной медалью. Но что самое интересное хлеб и овощи она до сих пор режет левой рукой. И ничего страшного в этом нет.

  3. Интересно,что Человек Левша рассматривался как реальное физическое несовершенство, однако все направления, включая левую сторону, были значительно сомнительными. Наблюдатели средних времён, смотрели за пастухами как они, пасут коров, и в том случае, если кто-либо видел, касание левой рукой, и вскоре он прогуливался вокруг чьего-то дома (а этот дом вскоре сгорел дотла), в этом случае вина его считалась в основном доказанной.

  4. Как хорошо , что перестали принудительно переучивать. Особого различия между левшами и правшами не заметила, но вот амбидекстралы (одинаково владеют обеими руками) заметно превосходят « одноруких» и в реакциях , и в интеллектуальных способностях. Бытует мнение, что амбидекстрию можно и нужно развивать,якобы в процессе развития улучшаются нейронные связи , и бонусом + к памяти, к реакциям , интеллекту ..

  5. Полностью поддерживаю автора. Нет необходимости тревожиться по поводу того, что ребенок оказался левшой. Главное, обеспечить его всем необходимым для комфортного обучения – правильно установить настольное освещение и приобрести специальные принадлежности, в частности ручки для письма с изогнутыми стержнями. Моя дочь левша. Имеет грамоту за самый каллиграфический почерк среди одноклассников. Четыре класса начальной школы окончила с похвальными листами. Ее техника чтения – самая высокая по сравнению со сверстниками. Сейчас мою дочь выбрали в редколлегию, поскольку она очень красиво рисует. Могу смело утверждать, что леворукость – это незначительная физическая особенность, которая абсолютно не мешает гармоничному развитию ребенка.

  6. Я левша, но не вижу никаких различий между собой и правшами. В детстве мама пыталась переучить, а учительница (спасибо ей!) в школе сказала, что ничего страшного в этом нет. И живу до сих пор нормально, как все. Пока единственной проблемой является вязание ). Непривычно очень. Да и мастер-классы в инете для правшей. Приходится в голове перестраивать под себя )

  7. Тут просто не стоит ломать то, что дано природой. Нет в этом что человек левша чего-то удивительного. А вот людское отношение и правда поражает, но это что-то глубинное видимо: все что от меня отличается страшит, значит надо переделать или уничтожить….

  8. Левше очень сложно жить в этом мире. Всё вокруг приспособлено для правшей. Также в детстве часто заставляют учиться писать правой и получается сложно писать обеими руками. Но говорят что левши часто бывают гениями так как развиваются оба полушария мозга одинаково.

  9. Левшой я была до первого класса. Потом система взяла своё, и меня переучили. Получается, я амбидекстр с корявым почерком, если пишу левой, — шутит Елизавета Караваева. — Зато с фортепьяно было легче – меня никогда не ругали за «вялую» левую руку».

  10. Сложно понять как именно нужно обучать ребёнка левшу. Но если приложить некоторые усилия то он может хорошо управлять обеими руками. В будущем это может дать даже некоторые преимущества против сверстников.

  11. Эти мифы уже давно в прошлом. Сейчас как раз наоборот советуют развивать оба полушария мозга. Где то читала, что малыши владеют обеими руками одинаково, взрослые им развивают правую руку, вкладывая именно в правую ложки,карандаши и зубные щетки. Моя младшая рисует правой, ест левой, намеренно не делаю акцент, на развитие ведущей руки. Пусть развиваются обе, ведь уже доказано, что амбидекстрия это преимущество, а не недостаток.

  12. Если ребёнок левша это не значит, что он не такой, как все дети. Большинство людей сразу стараются переучить своих детей, но они даже не думают что этим они детей могут травмировать или нанести им психическую травму.

  13. Не в курсе того, какие родители в панике потому, что ребёнок — левша. Мои — точно нет, с учётом того, что дело было в СССР. В школу пошёл в 90 — е, одна училка, в начальной школе, пыталась «переучить», ударила линейкой по моей руке, не вышло. Ибо в ответ получила симметричный удар по собственной культяпке. Засим, переучение закончилось. Я — левша, делаю левой буквально ВСЁ, мне норм.

Добавить комментарий