Институт благородных девиц. Только факты

Друзья, много сказано о выпускницах «Института благородных девиц», часто о них говорят как о неких небожителях.

Предлагаю вашему вниманию воспоминания выпускниц Смольного института — Н. М. Ковалевской, Е. Н. Водовозовой и С. Д. Хвощинской.

Институты благородных девиц появились как абсолютно закрытые пансионы. Девочки принимались с пяти-восьмилетнего возраста и обучались 12 лет.

Родители давали письменное обещание, что ни под каким предлогом не потребуют их возвращения до окончания срока, и даже на каникулы не отпускались домой. То есть, практически изолированность, как в монастырях.

Всё это — по повелению императрицы Марии Федоровны, которая считала, что живя в обществе и семье, дети перенимают все пороки и воспитать члена общества нового типа, возможно, лишь изолировав его от влияния среды.

С посещавшими их близкими встречались только в стенах заведения; письма получали только после проверки их наставницей.

Питание

На утренний завтрак девчата получали тонкий кусочек хлеба, обычно чёрного, слегка помазанного маслом и припорошенного сыром.

Вместо сыра могли подать и кусочек мяса, не толще бумажного листа. Половник различной каши на молоке, иногда макароны на молоке.

На обед — обычно суп и поджаренный кусочек мяса из того же супа, яичница или омлет и сладкая выпечка.

Полдник — хлеб с квасом.

Вечером — кружка чая и половинка французской булки (вот уж, наверное, насладились её хрустом).

Обычный распорядок дня: уроки с 9 до 12 часов, а с 12 до 2‑х — время обеда. С 2‑х до 5-ти снова уроки. С 5 до 6 — свободное время, с 6 до 8 — подготовка уроков, а в 8 — ужин и сон.

Что входило в программу обучения.

Это иностранные языки, основы домоводства и, конечно же, закон Божий, география, история и арифметика, танцы, музыка и рукоделие.

А вот на что времени всегда бывало с избытком — так это на воспитание религиозности: в воскресенье, по праздникам в церковь ходили дважды в день.

Императрица лично давала указания, как и чему учить, исходя из своих убеждений, основанных на том, что женщине не нужны глубокие познания. Так, к примеру, при изучении истории воспитанницы должны были знать только как то или иное событие повлияло на домашнюю жизнь, а знания по физике ограничены общими понятиями, которые были бы полезны при воспитании своих детей.

То есть, готовили стать матерью и мудрой домохозяйкой.
Надо отдать должное, что девчата умели рукодельничать — подшить, подштопать, потому как самим приходилось следить за своей одеждой.

Кулинарные занятия проходили просто карикатурно — к их приходу на кухне все продукты раскладывались на столах: тесто уже подошло, котлеты сформованы, но и даже поставить это на огонь не дозволялось — всё это проделывала кухарка, попутно рассказывая, как и что делалось, без наглядности и уж, тем паче, без их личного участия.

Плюс ко всем этим «прелестям» девочки постоянно мерзли — ночами вообще бывало невыносимо, огромные дортуары основательно не прогревались, и зимой температура бывала около 8 градусов.

Пара простыней и легенькое одеяло с уже вытертым ворсом — явно не пуховая постель. А вот накинуть поверх одеяла какую-нибудь одежонку было строжайше запрещено.

Дисциплина было строжайшей, и если телесных наказаний не было, то наказания унизительные имели место. Провинившуюся ставили возле специальной черной доски, снимали с нее передник, что считалось верхом унижения, а могли и за простой шепот в классе поставить на ноги весь класс на протяжении всех занятий.

Иногда были и праздники, организовывались балы или концерты. В такие дни институт посещали члены императорской семьи.

Только в 1850-х годах стали появляться училища и гимназии с более человечными порядками, тогда же и прекратилась изоляция учениц.

По-моему разумению пьяненький солдатик на гауптвахте имел гораздо более комфорта.

3 thoughts on “Институт благородных девиц. Только факты

  1. Очень интересная статья, спасибо автору! Когда-то смотрела сериал «Институт благородных девиц». Конечно,в нем тоже пытались показать зрителю особенности проживания и обучения воспитанниц. Но автор статьи рассказал более подробно, без прикрас, со всеми сложностями,с которыми столкнулись благородные девушки.

  2. Да, очень своеобразной была эта императрица Мария Федоровна.
    Она даже на токарном станке умела работать.Малюткам наверное было очень тяжело,но что поделаешь,у каждого времени свои нравы и особенности.

  3. Вот как все не просто было с институтами благородных девиц. Хорошо что все эти времена остались позади, хотя мне кажется в некоторых элитных и закрытых школах все еще практикуют некоторые методы такого образования…

Добавить комментарий