История парусных судов

Добавлено в закладки: 1

Люди путешествуют по воде уже несколько тысяч лет.

Исторические факты о парусных судах.

Вероятно, первыми судами им служили бревна. Позже бревна связывали вместе, чтобы получались плоты, выдалбливали их, чтобы получались лодки-долбленки. Если поблизости не было больших деревьев, лодки делали из подручных материалов – тростника или шкур животных. Древнейшие суда приводились в движение примитивными веслами либо шестами, которыми отталкивались от речного дна.

Первые известные нам парусные корабли появились в Древнем Египте приблизительно 5500 лет назад. Их делали из связанных вместе стеблей тростника. На кораблях была одна мачта с прямоугольным парусом, который использовали в дополнение к веслам.

У древних греков и римлян были парусные грузовые суда с хорошими мореходными качествами и более легкие и быстрые боевые корабли, называвшиеся галерами. В бою галеры передвигались на веслах и атаковали вражеские корабли таранами, располагавшимися на носу галер.

Около 1000 лет назад викинги, населявшие Северную Европу, отправились на поиски новых земель. Викинги называли свои корабли кноррами. Их корпуса были сделаны из перекрывающихся досок.

У китайских судов, называвшихся джонками, паруса натягивались с помощью толстых бамбуковых жердей.
Управляли ими посредством кормового руля. Вплоть до XV в. джонки были самыми большими и лучшими кораблями в мире.
Расположение парусов на судне называется его оснасткой, или парусным вооружением. Прямая оснастка подразумевает паруса, привязанные к поперечному брусу (как на древних кораблях египтян и викингов). Такая оснастка плохо справляется с ветром, дующим со стороны борта. Более эффективно косое парусное вооружение, когда треугольный парус привязан к брусу, расположенному вдоль бортов.

Китайцы изобрели такую оснастку для своих джонок еще в VI в. до н. э. Этот тип паруса появился в Средиземноморье в III веке н. э. В Европе в XV в. стали появляться корабли со смешанной оснасткой – одни мачты несли прямое парусное вооружение, другие косое. Время шло, парусники становились больше, число мачт возрастало, и на каждой мачте появлялось больше парусов.

Самыми быстроходными парусными судами были стройные клипперы с огромными парусами, ловившими даже слабый ветерок. Их использовали для доставки важных грузов, главным образом на них доставляли свежесобранный урожай чая из Китая в Европу.

В начале XVI в. небольшие крепкие суда галеоны подолгу бороздили моря и океаны. Используя компасы, чтобы ориентироваться среди бескрайних морских просторов, мореходы отправлялись из европейских портов на поиски новых морских путей в Азию, где произрастали пряности, и новых земель. Среди таких первопроходцев был и португальский мореплаватель Фернан Магеллан, отплывший из Испании в 1519 г. и намеревавшийся добраться до Азии, обогнув южную оконечность только что открытой Америки. Сам Магеллан был убит на Филлипинах на втором году плавания. От его флотилии остался только один корабль “Виттория” во главе с капитаном Себастьяном дель Кано, возвратившийся в Испанию через 1082 дня после отплытия. Это было первое кругосветное плавание.

Барки – большегрузные парусные суда со многими мачтами, перевозившие грузы (например, зерно) из Европы в Южную Америку и Австралию.
С простой парусной оснасткой барка могла справиться даже небольшая команда. Барк “Франция II”, спущенный на воду 8 1911 г. , был самым большим из парусных кораблей. Длина его стального корпуса составляла 127 м.

Автор публикации

не в сети 4 часа

hanfri

2 319
flag - ВеликобританияВеликобритания.
Комментарии: 2Публикации: 204Регистрация: 26-09-2020
Share:

10 thoughts on “История парусных судов

  1. Особую роль, в освоении морей и Мирового океана, сыграл косой “латинский” парус. Он позволил использовать энергию ветра и ходить против него. Именно этот вид паруса позволил испанцам и португальцам господствовать в Атлантике в 15-16 вв., а так же, осуществить кругосветное путешествие Фернану Магеллану и открыть Америку Христофору Колумбу.
    Авторство косого паруса иногда приписывают португальскому инфанту – Генриху-мореплавателю. Этот амбициозный, талантливый, эрудированный человек посвятил всю свою жизнь организации морских экспедиций, хотя ни разу не участвовал в них лично. При его дворе работали самые грамотные инженеры-корабелы. Под его патронажем внедрялись новые разработки в морском деле и строились более продвинутые морские суда. Перед ним стояла задача – проложить морские пути к рынкам пряностей в Азию. В то время сухопутные торговые пути были под контролем арабов и турок. Золото и серебро заморских стран манило авантюристов и дельцов с Пиренеев. И косой парус из “лаборатории” Генриха сделал своё дело. Эпоха Великих географических открытий началась.
    На карте мира появились новые торговые маршруты в Африку, Азию, Америку и Океанию. Европейцы обогатились. А благодаря появлению капитала, стали складываться новые экономические отношения. Человечество убедилось, что Земля круглая, а мир тесен. Настолько тесен, что раньше, чем испанцы на своих каравеллах, косой парус стали использовать арабы на своих “доу”. И, благодаря ему, ещё в 14 веке, хозяйничать в акваториях Красного моря и Индийского океана. Поэтому, может быть, косой “латинский” парус было бы справедливо называть “арабским”.

    0
  2. Вся история мореплавания является мифом.Начиная с древних времён.Ведь просто достаточно задуматься и попытаться ответить на простой вопрос.А позволяли технологии того времени построить простейшее парусное судно,не говоря уже о навигационных приборах,даже простейших,без которых мореплавание невозможно.Попробуйте из бревна сделать доску,не имея циркулярной пилы.А что бы сделать даже простую пилу нужны технологии и знания в материаловедении.Знать чем высокоуглеродистая сталь отличается от низко углеродистой.

    -5
    1. Ваш коментарий полностью соответствует вашему умственному развитию. Если вы думаете что парусник или лодку невозможно было сделать в старину, то обьясните мне, что может помешать человеку срубить 10 стволов и плотно перевязать их веревкой? Буду развиваться вместе с вами

      0
  3. В изготовлении парусников была задействована большая людская рабочая сила, также необходимы были инженеры, которые знали, как правильно соорудить судно. Немаловажно было изготовить качественные паруса, материал был дорогой и не каждая страна могла себе позволить строить парусники и целые флотилии.

    0
  4. Парусные корабли,хоть и было трудно их построить и управлять ими,сыграли очень важную роль в становлении нашего современного мира.Несколько слов о современном использовании этих кораблей было бы здорово.

    0
  5. Очень занимательная история развития судоходства, ведь всё начиналось с парусных судов. Меня всегда поражало как люди были столь талантливыми и умны в то время, чтобы всё правильно просчитать. Ведь строительство данных сооружений очень ответственно, на кануне жизни людей, которые в прошлом смогли плавать и изучать новые территории нашей Земли.

    0
  6. Интересно ,что первое упоминание о корабле ,было тогда когда ещё о кораблях никто понятия не имел,самое интересное то ,что никто тогда не мог ни строить да и представления не имел ,но построили и не маленький по размерам
    133 длина,ширина 22,высота 13,
    Это всем известный Ноев ковчег,НО вопрос как он это сделал ,каким инструментом,и как он мог сам его построить не имея представления,для меня загадка

    0
  7. Недаром на заставке статьи изображен боевой корабль викингов – Драккар (упомянутый в статье кнорр – это их более тихоходный торговый корабль) При сравнительно небольших размеров эти корабли обладали просто выдающимися мореходными качествами.

    0
  8. Историю всегда рассматриваю с точки зрения существования на определённый момент технологий производства.Судно сложная конструкция.Возьмём парус к примеру.Нужно развитое ткацкое производство,да и металлообработка должна быть на высоте.Чтобы сшить парус,нужно определённое оборудование,вручную это невозможно.Вопросов к историкам много.Просто к примеру что бы сделать токарный станок нужен токарный станок.

    0

Добавить комментарий